Транспортный каркас Евразии

Маршрут «Север-Юг» разгрузит традиционные транспортные коридоры и повысит транзитный потенциал стран-участниц.

В последнее время экспертами активно обсуждаются маршруты «Восток-Запад» и «Западная Европа-Западный Китай», эти коридоры за последние 10 лет стали хорошей историей успеха. Контейнерные перевозки за 10 лет выросли по этой оси в 80 раз. Возникает вопрос, можно ли эту историю успеха повторить на маршруте «Север-Юг»?

Напомним, что коридор «Север-Юг» связывает северо-западную часть Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и страны Скандинавии с государствами Центральной Азии, Персидского залива и Индийского океана. От Хельсинки путь проходит до Астрахани, где открываются три пути следования: Западная ветка (идет от Каспия по суше, это ж\д и автомобильные дороги), Транскаспийская ветка (паромные переправы через Каспий из российских портов Махачкала и Оля до иранских портов) и Восточная ветка идет по территории Казахстана и Туркменистана с заходом на Иран по суше, и дальше есть возможность везти грузы в порты Персидского залива Бендер-Аббас и Чабахар и далее в индийский Мумбай.

Соглашение о коридоре «Север-Юг» было подписано еще 10 лет назад и участниками являются 10 стран. По оценке экспертов ЕАБР, по ветке «Север-Юг» ежегодно проходит до 5 млн тонн насыпных грузов и 2 тыс. контейнерных грузов. Подсчитано, что если наладить грузопоток, то через 10 лет речь может уже идти о 15-25 млн тонн не контейнерезированных грузов и 300-600 тыс. контейнеров – объемы будут сравнимы с текущими перевозками по коридору «Запад-Восток».

Усилив «Север-Юг», страны ЕАЭС сумеют получить сопряжение транспортных маршрутов на евразийском пространстве, что позволит превратить это пространство в перекресток, а перекресток – это рост трафика, который позволяет реализовать транзитный потенциал, отметил председатель правления ЕАБР Николай Подгузов, выступая на Втором Евразийском Конгрессе на заседании сессии «Транспортные коридоры «Запад-Восток» и «Север-Юг»: инфраструктура, цифровизация, транзит».

По мнению спикера, главным преимуществом «Север-Юг» перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, является значительное сокращение времени транзита и рост объема железнодорожных контейнерных перевозок в сообщении «Европа – Китай/Китай – Европа». Кроме того, с точки зрения углеродного следа такой маршрут – сочетание автомобильных и железнодорожных дорог – как минимум на 25% лучше и эффективнее по сравнению с традиционными маршрутами морем или авиа за счет сокращения пути. Кроме того, на 77% вырастет контейнерный транзит по оси Китай – ЕАЭС – Европа. Это свидетельствует о принципиальной возможности успеха «Север-Юг».

«Данный маршрут даст двукратное сокращение сроков доставки грузов из Индии в Европу по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал. Взрывного роста контейнерного траффика в последние годы по коридору «Запад-Восток» вполне можно добиться и через «Север-Юг». Мы оцениваем, что к 2030 году рост трафика здесь может составить не менее 30 раз, с текущих 20 тыс. 20-футового контейнера до 600 тыс. 20-футового контейнера» Николай Подгузов

Помимо роста контейнерных перевозок, глава ЕАБР считает, что есть возможность минимум в три раза нарастить грузопоток неконтейнерных перевозок. Важен также эффект сопряженности и перекрестка: не менее 40-50% роста трафика можно добиться за счет синергии маршрутов по отдельным осям.      

«Поскольку мы получаем грузовую базу на 75% из стран ЕАЭС – почти все они должны быть заинтересованы в этих маршрутах, так как часть из них не имеет выхода к морю. Присоединяясь к «Север-Югу», они повысят транзитный потенциал» Николай Подгузов

«В транспортный коридор «Север-Юг» заложена большая идея необходимости Евразии собственного сухопутного транспортного каркаса, который позволит реализовать транзитный потенциал и потенциал внутренних перевозок» главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров

По его словам, за последние 10 лет по оси «Запад-Восток» количество контейнеров, перевозимых из Китая в Евросоюз через Казахстан и Россию и обратно, взлетело с 7 тыс. контейнеров до 600 тыс.  «Историю надо повторить на оси «Север-Юг», – считает Евгений Винокуров. – А затем, объединив обе оси, создать транспортный каркас Евразии и альтернативу морским перевозкам, снизить транспортное плечо и сократить издержки выхода на рынки стран, которые не имеют выхода к морю: это вся Центральная Азия, Беларусь и Армения. Эти страны теряют порядка 1,5% роста в год из-за дороговизны выхода на внешние рынки».

Судя по всему, Казахстан заинтересован в более активном использовании своего транзитного потенциала. Выступая на форуме, вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Динара Щеглова отметила, что выгодное географическое расположение Казахстана в центре Евразийского континента представляет собой большой транзитный потенциал для Казахстана. По ее словам, за последние15 лет в транспортную отрасль Казахстана вложено порядка 30 млрд долларов США, построено 2,5 тысячи новых железных дорог, реконструировано более 13 тыс. км автомобильных дорог. Сегодня протяженность автомобильных дорог республиканского, областного и районного значения составляет 100 тыс. км, развернутая длина железных дорог – 21 тыс. км. Западные ворота Казахстана представлены морскими портами (пропускная способность морских поров составляет порядка 20 млн тонн в год), восточные – сухими портами, которые находятся в технологической связке с двумя ж\д переходами на границе с КНР и автомагистралью «Западная Европа-Западный Китай».

В сфере гражданской авиации находится 21 аэропорт. Несмотря на пандемию, общий объем транзита за 2020 год составил 22,7 млн тонн, на 17% больше итогов 2019 года. Контейнерный транзит за 2020 год составил 876 тыс. тонн в 20-футовом эквиваленте. В 2021 году также наблюдается положительная динамика роста этих показателей, отметила Динара Щеглова.

Что касается ж\д транспорта, то за 10 месяцев 2021 года перевезено 342 млн тонн грузов, рост по сравнению с 2019 годом – 340 млн тонн, по ж\д инфраструктуре планируется реализация крупных инфраструктурных проектов. В настоящее время принимаются меры по созданию на базе порта Актау контейнерного хаба – прогнозируемый рост контейнерного потока к 2025 году составит порядка 100 тыс. 20-футового эквивалента в год. Ведется работа по развитию паромного сообщения, уже в этом году будет открыта паромная линия с порта Энзели (Иран) к российскому порту Махачкала.

Что касается цифровизации в сфере транспорта, то в целях создания условий для упрощения оформления и ускорения сроков доставки грузов, Министерство индустрии и инфраструктурного развития внедряет проект единого управления транспортными документами. В пилотном режиме система уже запущена, с 1 января 2022 года система начнет работать в боевом режиме. Система предназначена для оформления товарно-транспортных накладных и путевых листов на перевозку грузов и пассажиров в электронном виде.

«Планируется создание интеграционных сервисов для информационного взаимодействия с логистическими и финансовыми системами компаний, а также экосистемами цифровых транспортных коридоров стран ЕАЭС. На сегодняшний день количество компаний, участвующих в пилотном проекте, составляет порядка 4 тыс. участников. В системе уже генерируются электронные документы, разрешительные документы также переведены в электронный формат и предоставляются через систему лицензирования», – уточнила во время выступления вице-министр.

На данный момент основным товаром, доставляемым по коридору «Север- Юг», является зерно. Согласно прогнозным оценкам ЕАБР, поток зерновых грузов по «Север- Юг» может составить от 8,7 до 12,8 млн тонн к 2030 году. С учетом других видов товаров совокупный потенциал грузовых перевозок по «Север-Юг» может составить от 14,6 до 24,7 млн тонн в перспективе 2030 года.

Дополнительный объем грузопотоков может быть обеспечен за счет достижения «бесшовности» транспортных сообщений через цифровизацию и совершенствование мягкой инфраструктуры. Это позволит открыть новые возможности для упрощения процедур пересечения границ, сокращения сроков доставки грузов, снижения транспортных издержек и повышения безопасности движения вдоль коридора.

Уникальное направление оси «Север-Юг» создает возможности для стыковки с другими глобальными и региональными транспортными коридорами, проходящими с востока на запад, в том числе с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Развитие коридора «Север-Юг» будет содействовать формированию макрорегиональной транспортно-логистической системы – «евразийского транспортного каркаса», который, в свою очередь, выступает основой для развития торгового и инвестиционного партнерства внутри Евразии и может стать драйвером Большой Евразии.

Анна ЧЕРНЕНКО, Алматы — Москва — Алматы

https://dknews.kz