ЗАСЕДАНИЕ ПОДКОМИТЕТА ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ

Состоялось заседание Подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен».

     На заседании были рассмотрены ход реализации «Комплекса мер по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», меры государственной поддержки перевозчикам межобластных, международных перевозок и автовокзалам, проблемные  вопросы на рынке международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа и др. 

Вопросы автоперевозок, имеющие системный характер, обсудили представители комитета транспорта МИИР РК, НПП «Атамекен», СТК «KAZLOGISTICS», региональные ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

     Одной из ключевых проблем является субсидирование социально значимых маршрутов, что является законодательным обязательством местных исполнительных органов (МИО). В 2020 году был утвержден «Комплекса мер по развитию пассажирских перевозок на автомобильном транспорте». 

По словам Алтая Али, заместителя Председателя Комитета транспорта МИИР РК, за последние 4 года объем субсидирований вырос на 5%, составив более 100 млрд тенге. При этом более 80% приходится на города республиканского значения: Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

Увеличению субсидий препятствует отсутствие средств у местных бюджетов. Поэтому в минэкономики было внесено предложение по выделению средств на субсидирование из республиканского бюджета. Требования к водителям автобусов могут быть снижены, а министерство национальной экономики рассмотрит вопрос выделения дополнительных средств на субсидирование социально значимых маршрутов отдельным регионам.

В ходе заседания по проблемным вопросам субсидирования перевозчиков выступил Председатель Подкомитета по автомобильному транспорту, генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев. Председатель ОЮЛ «Ассоциация АТП Карагандинской области» Айнитдин Буралкин поделился наиболее острыми проблемами региональных перевозчиков.

     Остро стоит вопрос обновления автобусного парка на городских маршрутах, где сейчас задействовано 10,7 тыс. автобусов, износ которых приблизился к 46%. По мере обеспечения полного субсидирования перевозчик получит возможность обновить свой парк. Напомним, в рамках программы льготного лизинга за 2018-2021 годы из республиканского бюджета выделено порядка 79 млрд тенге и поставлено 2283 автобуса отечественной  сборки.

Проблемы и с кадровым обеспечением, а именно дефицитом водителей в городские автобусы. Одна из озвученных причин – высокие требования для получения категории D. Упрощение данного требования требует внесение поправок в законы о дорожном движении и автотранспорте. Этот вопрос неоднократно рассматривался на уровне руководства Правительства. Депутатами инициированы законодательные поправки в части сокращения возраста для получения категории D с 25 лет до 22 лет и стажа их работы по категории D1 от 3 до 1 года.

По пресечению нелегальных перевозок быстрое развитие цифровых технологий создает условия заниматься перевозкой лицам, не являющимся официальными перевозчиками. В рамках комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономики, утвержденной Правительством, создана рабочая группа в составе заинтересованных экспертов, в полномочия которой войдет работа по противодействию и пресечению нелегальных перевозок, отметил Алтай Али.

Генеральный директор «Ассоциации перевозчиков пассажирским транспортом, автовокзалов и автостанций Костанайской области» Леонид Кушнеров затронул проблему при осуществлении международных перевозок, когда российская сторона требует установить онлайн камеры в автобусах, заезжающих в РФ.

Представители региональных автовокзалов озвучили проблемные вопросы нелегальных перевозчиков.

31 марта 2022 года заместителем Премьер-министра РК утвержден план организационных мероприятий по развитию международных грузовых перевозок, который предусматривает освобождение тягачей от сбора за первичную регистрацию и снижение утильсбора до 2028 года, расширение географии перевозок, увеличение уровней штрафов для иностранных перевозчиков, допускающих нарушения.

По итогам 2021 года объем международных автомобильных перевозок составил 5,9 млн тонн, что на 20% выше прошлогоднего показателя. Из общего грузооборота 31%, или 1,8 тонн, перевезли отечественные перевозчики.

По информации МИИР РК, на 2022 год 42 странами получено более 40 тыс. единиц разрешений. С учетом сегодняшней геополитической ситуации в мире резко увеличилась потребность казахстанских перевозчиков в бланках-разрешениях в европейские и другие страны. Достигнута договоренность по увеличению квоты обмена бланками-разрешениями с Турцией, Россией, Грузией, Азербайджаном, Латвией, Кыргызстаном и Словакией, а также рядом европейских стран.

На заседании была презентовано приложение Baza. Его цель — развитие рынка грузоперевозок через объединение всех его участников и предоставление инновационных сервисов. Это многофункциональное, многозадачное приложение для смартфона, соединяющее грузоперевозчиков и бизнес. Приложение призвано создать единую цифровую систему в сфере логистики и грузоперевозок.